В этой статье мы расскажем о правильном подборе сидений для автоспорта. Сразу хочу обратить внимание, что разговор пойдет, не о городских сиденьях, а об омологированных ковшах, которые обязательны к применению в автомобильном спорте. Вы можете также использовать их при городской эксплуатации, но вы потеряете определенный комфорт, так как сиденья имеют жесткий каркас, без возможности регулировки наклона спинки. Поэтому, в лексиконе спортсменов, часто спортивные сиденья называют ковшами.
Основная задача сиденья жестко фиксировать гонщика внутри автомобиля во время гонки. Сиденье крепиться к полу автомобиля, а пилот в сиденье ремнями. Также сидение должно выдерживать большие нагрузки, чтобы ни в коем случае не сломаться во время аварии, и сохранить свою форму даже при серьезном столкновении.
При использовании спортивных сидений, Вам необходимо купить и установить специальные омологированные ремни безопасности для автоспорта. Применяются 2-х или 3-х дюймовые, 4-х или 6-ти точечные ремни для автоспорта. Использование стандартных ремней от городского автомобиля в автоспорте не допустимо. Многоточечные ремни жестко фиксируют пилота, именно поэтому в сиденье для автоспорта есть специальные отверстия для ремней безопасности сзади и сбоку.
В автоспорте используются 2 типа омологации (стандартов FIA) для сидений.
1) 8855 – 1999 – срок годности на сиденья по этому стандарту 5 лет с даты производства. Дата производства должна быть указана сбоку на обязательном ярлыке. В основном применяется для сидений с трубчатым металлическим каркасом, из стекловолокна или карбона. Сиденья с трубчатым металлически каркасом, самые тяжелые и поэтому в основном применяются в любительских соревнованиях. Наибольшее распространение получили сиденья с каркасом из стекловолокна, они обеспечивают высокую прочность, поглощают удар и обладают легким весом. Карбоновые сиденья обеспечивают максимальную прочность, при минимальном весе, но гораздо более дорогие по сравнению с остальными.
2) Стандарт FIA 8862-2009 срок годности - в течение 10 лет, считая от даты выпуска. Это самый новый стандарт для сидений, с более жесткими требованиями. По нему проходят только карбоновые сиденья, так как только они могут обеспечить необходимую прочность и поглощение удара. Выдерживают нагрузки в 70G и более 3000 кг.
Правильная установка сиденья в автомобиле для автоспорта.
В отличие от гражданского автомобиля, в автоспорте допускается только жесткое крепления сиденья. Используется в основном универсальный крепеж - дополнительные боковые крепежные скобы, произведены из стали или алюминия, которые жестко крепятся к сиденью и полу автомобиля, или на специальные крепежные рамы, которые произведены для конкретной модели автомобиля. Боковой крепеж имеет отверстия, которые позволяют отрегулировать положение сиденья внутри автомобиля. Но после регулировки необходима жесткая фиксация сиденья.
Правильный подбор модели и размера сиденья для водителя.
Но перед тем как установить сиденье в спортивный автомобиль, необходимо правильно подобрать размер и модель под конкретного водителя.
Здесь в основном нужно учитывать 2 аспекта:
1) Ширину сиденья, как жестко оно будет держать водителя.
2) Положения плеча водителю по отношению, к отверстиям для плечевых ремней в кресле для автоспорта
Для облечения подбора для каждой модели сиденья производитель выкладывает размерную сетку.
В основном модель производится в одном размере, но наиболее популярные доступны в 2х или даже 3х размерах.
Перед тем как купить сиденье внимательное изучите размеры моделей сидений и выберите вариант, который вам больше подходит.
Обратите внимание, что ширина сиденья должна быть достаточной чтобы жестко держать Вас внутри, но в то же время, не слишком мало, так как оно должно обеспечивать максимально возможный комфорт во время гонки.
Правильное положения отверстия для плечевых ремней, играет очень важную роль. Так если плечи водителя будут выше отверстий, это может быть опасным во время столкновения.
Обычно подбирают так, чтобы нижняя часть отверстия в сиденье, была на уровне с плечом водителя.
Никогда не допускайте, чтобы верхняя грань отверстия располагалась ниже плеча водителя. Это может привести к серьезной травме. Если же гонщик очень высокого роста и сиденье сложно подобать по высоте, снимите нижнюю подушку, это даст Вам дополнительно 3-5 сантиметров.
Производители также предлагают различные подушки, которые дадут Вам дополнительную поддержку в сиденье во время гонки.
Существуют некоторые модели сидений с дополнительной боковой поддержкой головы. Они в применяются в кольцевых гонках.
Основными производителями сидений для автоспорта являются SPARCO, OMP, SABELT, RECARO, BRIDE. Они постоянно стараются улучшить свои модели и представить новые. Сегодня, благодаря большому выбору, Вам легче подобрать и купить то сиденье, которое Вас больше всего устроит.